Крупнейший мегаполис и главный деловой центр страны активно застраивается и расширяется с каждым годом. В ближайшие 2019 и 2020 гг. город Москва продолжит расширять свою территорию за МКАД, прирастая новыми районами за счет Московской области.
Ожидается, что проект расширения границ Москвы будет выгоден не только для развития мегаполиса, но принесет пользу и для присоединяемых городов и поселков. Благодаря крупным инвестициям, в районах улучшится транспортная ситуация, станет меньше пробок, при этом планируется сохранить зеленые массивы, развивать современную инфраструктуру.
Какие же территории войдут в границы мегаполиса и как изменится карта Москвы в ближайшие годы? Обо всем этом поговорим в этой статье.
- Почему расширение Москвы – необходимая мера?
- Какие есть плюсы и минусы от присоединения новых территорий?
- Плюсы:
- Минусы:
- Что планируется сделать?
- Почему старый Генплан застройки Москвы уже не актуален?
- Недвижимость
- Парковки и транспорт
- Социальные объекты
- Как изменятся границы Москвы в 2019 — 2020 гг?
- Выводы
- 1. Красногорск
- 2. Одинцово
- 3. Истра
- 4. Королев
- 5. Видное
- 6. Раменское
- 7. Реутов
- 8. Коломна
- 9. Домодедово
- 10. Сергиев Посад
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —Подписка по e-mail
- —Поиск по дневнику
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Трансляции
- —Статистика
Почему расширение Москвы – необходимая мера?
Необходимость присоединения новых территорий вызвана не только ростом населения, но и заметно выросшим притоком капиталов в столицу. Столица сейчас как никогда привлекательна для инвестиций, за счет стабильного экономического и социального развития. Чего не скажешь о регионах…
Развитие районов и городов в Московской области идет заметно более низкими темпами, чем в Москве — сказывается дефицит рабочих мест, сложная транспортная ситуация, неразвитость инфраструктуры. В последние годы заниматься строительством новых микрорайонов с многоэтажными новостройками в пригородах Москвы мелким и небольшим застройщикам стало не выгодно — стоимость квартир едва перекрывает себестоимость, а риски «не продать» довольно высоки, особенно если это новые районы, построенные «в поле». На рынке остались, в основном крупные игроки — ПИК, МИЦ, А101 и другие.
В то же время, спрос на загородное жилье в Московской области есть. Многие москвичи готовы поменять свою квартиру на более просторную, в новостройке за МКАД. Даже отказавшись от престижного района. Дело в том, что при всех своих плюсах, столичные «бетонные клетки», вечные пробки и перенаселенность уже многим людям порядком поднадоели — им хочется быть ближе к природе, жить в экологически чистых районах, спокойно парковаться, гулять рядом с домом и т. д.
Около 3 миллионов человек, живущих в Подмосковье, ежедневно ездят на работу в столицу, но при этом они фактически являются мигрантами. Так же можно сказать и о москвичах, выезжающих на отдых или проживание в приобретенные за городом коттеджи. Расширив территории можно будет не переживать о прописке, вопросах обеспечения и управления.
Очевидно, что Москва перенаселена. Плотность застройки в несколько раз больше, чем в Лондоне, Париже и других европейских столицах. Для комфортной жизни, каждый житель должен иметь места для автомобиля, отдыха, хозяйственные площадки, но в мегаполисе это сделать невозможно. Присоединение новых территорий поможет решить многие проблемы, поднять уровень жизни, сделать удобным передвижение по автомобильным трассам.
Ну и конечно, у властей города есть «шкурный интерес». Так как множество больших торговых площадок (Ашан, Метро, Икеа, Гранд, OBI и другие), множество рынков, находящихся вдоль МКАД со стороны области, и имеющие огромный торговый оборот, платят налоги в бюджет Московской области, а не Москвы.
Какие есть плюсы и минусы от присоединения новых территорий?
В расширении границ Москвы гораздо больше плюсов, чем минусов. Главное — создать правильную концепцию развития присоединенных территорий.
Плюсы:
- Экология. На новых территориях планируется разбить новые парки. Сохранение и восстановление зеленых насаждений – на данный момент их менее 10% от площади всего города. Также планируется перемещение свалок;
- Прописка. Для всех жителей присоединенных территорий появится возможность пользоваться привилегиями московской прописки;
- Развитие транспорта. Строительство новых транспортных развязок, а также возможность пользоваться услугами на местах, что существенно разгрузит шоссе и трассы.
Минусы:
- Потеря самостоятельного статуса и независимости управления среди присоединяемых городов и поселков;
- Возможна коррупция при распределении бюджета, а следовательно территории могут не получить должного развития.
Что планируется сделать?
Создавать города-спутники, которые будут развиваться вместе со столицей и составлять с ней единую систему. В них будут действовать такие же, как и в Москве тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ), такая же система социального и медицинского обслуживания.
Одним из удачных примеров можно назвать город Зеленоград. Здесь население полностью обеспечено работой, отлично развита инфраструктура, весьма благоприятная экологическая обстановка. Создание городов-спутников поможет вывести за пределы МКАД государственные учреждения, равномерно распределив их по районам Подмосковья.
Почему старый Генплан застройки Москвы уже не актуален?
По прогнозам, в Москве к 2025 году должно было проживать 12 миллионов человек, однако число жителей уже сейчас достигло этой цифры. Прибавьте к этому еще 5,5 миллионов машин. Утвержденный в 2010 году Генплан застройки никак не предусматривал такое развитие, и не был скоординирован с властями Московской области, где в свою очередь, в те годы процветало бурное строительство, повлиявшее на миграцию.
Недвижимость
Согласно последнему проекту землепользования, в 2019-2020 гг. планируется отменить строительство 20 млн. кв. м. жилья в тех районах, где это ухудшило бы транспортную ситуацию. Будет заметно сокращено строительство новой недвижимости в радиусе от 40 км за МКАД и более. В основном это вызвано проблемой с канализацией (с Москвы не подтянешь, а строить новые очистные сооружения нет смысла — некуда сбрасывать). Вообще, вопрос коммуникаций и мусора, он наболевший и довольно острый в последние годы, и будет решаться после разрешения проблем с транспортом.
Еще одно нововведение ППЗ – разобраться наконец с «пустырями». Для этого планируется начать массовое строительство в промзонах, облегчить получение разрешений на строительство для инвесторов, если они создают на этих территориях новые предприятия или офисы.
Безусловно, строить за МКАДом недвижимость будут, спрос на нее стабильно очень высок. Здесь стоит учитывать и стоимость квадратного метра в ближайшем Подмосковье, которая на порядок дешевле недвижимости, расположенной внутри МКАД:
Парковки и транспорт
Власти обещают решить проблемы с местами для парковок. Это непростая задача в перенаселенном мегаполисе, так как один автомобиль занимает от 18 до 35 кв. м. драгоценной площади. Согласно старому Генплану: на одну машину должно приходиться 2 парковочных места. Но это нереально, так как 30% всех новых территорий придется отдать под парковку.
Вот почему оптимальным решением является развитие общественного транспорта в Подмосковье, в первую очередь метрополитена. Строительство метро — одно из самых трудоемких и дорогих инфраструктурных проектов, однако при этом, это быстрый транспорт и выгодный по всем экономическим показателям.
Сейчас за МКАДом уже действуют 22 станции метро:
- Боровское шоссе;
- Бульвар Дмитрия Донского;
- Бунинская Аллея;
- Волоколамская;
- Выхино;
- Говорово;
- Жулебино;
- Котельники;
- Косино;
- Лермонтовский проспект;
- Митино;
- Мякинино;
- Новокосино;
- Новопеределкино;
- Пятницкое шоссе;
- Рассказовка;
- Румянцево;
- Саларьево;
- Солнцево;
- Улица Горчакова;
- Улица Скобелевская;
- Улица Старокачаловская.
В 2019-2020 году за МКАД запланировано открытие следующих станций метро:
- Ольхово;
- Филатов луг;
- Косино;
- Лухмановская;
- Некрасовка;
- Улица Дмитриевского;
- Шереметьевская.
Очевидно, что список новых станций метрополитена будет расти. Кроме того, наконец-то появится ветка метро в Мытищах, который де-факто давно стал районом Москвы. Всего планируется открыть 15 новых станций.
Также власти планируют реконструировать железные дороги. В первую очередь, речь идет о проекте Московского центрального кольца (МКЦ). Будут выстроены Северо-Восточная и Северо-Западная хорды, Южная рокада. Строятся транспортно пересадочные узлы (ТПУ), до 2020 года должны ввести в эксплуатацию 56 объектов.
В старом Генплане Москвы абсолютно не был учтен показатель пешей доступности транспорта. Теперь, планируя жилую и транспортную инфраструктуру, власти обязаны учитывать расстояние между ними.
Социальные объекты
Первоочередная задача властей — предоставить населению присоединенных территорий современную социальную инфраструктуру.
В ближайшие годы запланировано:
- Построить современную больницу в Рассказовке, с отделением скорой помощи;
- в поселке Рязановское появится крупный торговый комплекс;
- в Новой Москве откроется производство по переработке пищевых продуктов.
Власти обещают, что благодаря достигнутым договоренностям с крупными застройщиками, будет преодолен дефицит нехватки детских садов, школ, детских развлекательных центров. Только со времени присоединения Новая Москва получила 10 учебных заведений, 30 дошкольных учреждений. Также выстроена огромная школа на 1775 мест в Коммунарке, детский садик в г. Московский.
Как изменятся границы Москвы в 2019 — 2020 гг?
Планируется расширение мегаполиса на 21 муниципальное образование и 2 городских образования (Троицк, Щербинка), 19 сельских поселений, находящихся в Подольском, Ленинском, Наро-Фоминском районах, присоединить некоторые земли Красногорского и Одинцовского районов.
В ближайшие годы новыми районами Москвы станут следующие городские и сельские поселения:
- СП Внуковское;
- ГП Киевское;
- Кокошкино;
- Мосрентген;
- Рязановское;
- Щаповское;
- Новофедоровское;
- Краснопахарское;
- Воскресенское;
- Первомайское
- Десеновское;
- Роговское;
- Михайлово-Ярцевское;
- Филимонковское;
- Вороновское и другие.
Не утихают споры и касательно присоединения ближайших городов-спутников к Москве — многие жители уже считают себя москвичами, работая в столице и отправляя детей учиться в столичные детсады, школы и вузы. Пока что на повестке у властей этот вопрос не стоит, но учитывая, как быстро присоединили территории Новой Москвы — это вполне может случиться.
Возможный сценарий расширения границ Москвы до 2025 года.
Выводы
Рассмотрев все вышеизложенные факты можно с уверенностью сказать, что расширение границ столицы является вынужденной мерой, которая поможет решить множество проблем. Так, к примеру, присоединение юго-западных территорий обосновано решением транспортных, градостроительных и экологических проблем региона. Здесь очень низкая урбанизация, в то же время расположены многие важные инфраструктурные и стратегические объекты (аэропорт).
На присоединенных землях появится возможность расположить новый правительственный центр, столица будет заниматься решением городских вопросов, а новые территории получат необходимую современную инфраструктуру, избавятся от транспортных коллапсов, появятся новые рабочие места.
Грамотно реализовав проект по расширению Москвы, мегаполис будет разделен на исторический центр, деловую и образовательную зоны, оснащен современным транспортом. Для девелоперов и инвесторов появится возможность реализовывать самые смелые проекты, направленные на улучшение качества жизни всех проживающих в столице и Московской области.
Составить рейтинг лучших городов Подмосковья не так просто: все зависит от того, по каким критериям вы выбираете лучший город для жизни. Здесь можно найти место на любой вкус: музеи и исторические достопримечательности в шаговой доступности, экологически чистые места и урбанистичные районы, высокий уровень жизни и благоустроенные общественные пространства. Численность населения в самом крупном округе здесь едва достигает полумиллиона человек: после шумной и тесной столицы Подмосковье станет для вас уголком спокойствия и комфорта, своеобразным «местом силы». При этом оно сохраняет все плюсы столичной агломерации с его удобствами, транспортной доступностью, высокими темпами роста и качеством жизни. Специально для наших читателей мы составили Топ-10 городов Московской области, в которых приятно жить, отдыхать, развлекаться и работать.
1. Красногорск
Неофициальная столица Московской области с футуристичным Домом правительства, который легко представить на обложке фантастического романа. Красногорск — молодой город, которому нет и ста лет, он находится буквально в пешей доступности от столицы: от Московской кольцевой автодороги его отделяет всего один километр. Специалисты отмечают благоприятную, несмотря на близость к мегаполису, экологию, развитую инфраструктуру и высокую транспортную доступность. Есть маршрутные такси, автобусы, электрички и близкое метро. При этом если раньше на въезде-выезде в город постоянно стояли пробки, с открытием нового путепровода на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе ситуация стала радикально лучше. К концу года в округе планируют ввести уже второй этап многоуровневой развязки, которая еще больше разгрузит местные дороги.
В Красногорске расположены «Крокус Сити Холл» и «Крокус Экспо» — таким образом, он находится в центре экономической, деловой, культурной и модной жизни региона. Здесь есть собственная филармония и усадьба Архангельское, где каждое лето проходят знаменитые на всю страну джазовые фестивали со звездами мирового уровня. Рядом — Москва-река, леса и много зелени; имеется и собственный дуб-долгожитель возрастом в четверть тысячелетия. При этом в самом городе огромное количество новостроек комфорт- и бизнес-класса с развитой социальной инфраструктурой, что делает его крайне привлекательным как для жизни, так и для инвестиций в жилье.
2. Одинцово
Еще один город, стабильно попадающий в первые строчки рейтингов. Одинцово по праву считается одним из самых чистых и удобных для жизни городов Подмосковья и качеством благоустройства не уступает столице. Здесь есть государственные и частные школы и садики, многочисленные магазины, фитнес-клубы, кафе и рестораны, в том числе премиум-класса, развитая индустрия красоты и великолепная экология: город буквально утопает в зелени, рядом с ним немало санаториев.
Хорошая ситуация и с транспортом — Одинцово пересекает Можайское шоссе, у южной границы проходит трасса М-1, на противоположном конце — Северный обход Одинцова. Кроме того, этим летом стартует строительство нового выезда из Трехгорки.
Одинцово — молодой город на древней земле, любители истории найдут здесь для себя немало интересного. Так, в округе находятся Одинцовские курганы XI-XIII веков. А для ценителей современности и здорового образа жизни есть крупный спортивный парк имени Ларисы Лазутиной со знаменитой лыжероллерной трассой.
В городе действуют филиалы МГИМО и РГГУ, среди домов преобладают высотки комфорт-класса. Учитывая высокую привлекательность, жилье здесь недешевое, но специалисты отмечают, что на местном рынке всегда появляются интересные варианты.
3. Истра
Старинный город в 40 километрах от Москвы, также с шикарной экологией, низкими ценами на жилье, неплохой транспортной доступностью, живописными видами и большим количеством санаториев, пансионатов и баз отдыха. Неудивительно: две трети округа занимают леса, поля и водоемы, а Истринское водохранилище является излюбленным местом отдыха горожан.
Здесь правят бал не высотки, а индивидуальное жилье: таун-хаусы, дюплексы и коттеджные поселки с рекреационными зонами и городскими коммуникациями. Отличная спортивная инфраструктура: фитнес-центры, бассейны, горнолыжный клуб; на местных реках развит водный туризм со сплавом на байдарках, серфингом, водными лыжами.
С социальной инфраструктурой тоже все отлично: есть садики и школы, магазины и торговые центры. Здесь располагается старейший в Московской области драматический театр, а также Новоиерусалимский монастырь и «Новый Иерусалим» — один из крупнейших музеев России с регулярными выставками и экскурсиями, мощный центр притяжения туристов.
Добираться в Истру очень удобно. Можно проехать электричкой от метро «Дмитровская», «Войковская» или «Тушинская», Рижского или Курского вокзалов до любой из двух станций в городе, Истры или Новоиерусалимской. Дорога займет час-полтора. Много альтернатив в виде автобусов и маршруток. Автомобилистам полезно узнать, что в пяти километрах проходит Новорижское шоссе, а по территории самого округа — трасса М-9 «Балтия», Большое и Малое Московские кольца.
4. Королев
Космическая столица России — наукоград с прекрасной экологией и парком «Лосиный остров». В этом красивом современном городе, окруженном лесами, живет множество ученых и высококлассных специалистов. Летом на улицах стоят причудливые скульптуры из зелени, есть немало парков и тихих двориков. Это один из самых благоустроенных и привлекательных городов Московской области. Королев пересекает Клязьма, там же находится Яузский водоболотный комплекс и множество мелких водоемов, идеальных для летнего отдыха.
В городе немало детских садов и школ с качественным образованием, действуют крупные вузы, в том числе Международный космический университет имени Циолковского, Королевский институт управления, экономики и социологии и ряд филиалов столичных вузов, в том числе МГТУ имени Баумана и Университета «Синергия». Таким образом, здесь есть, где работать и учиться, но и до Москвы добраться недолго: город находится в шести-семи километрах от МКАД по Ярославскому шоссе.
5. Видное
Небольшой современный город в Ленинском районе в трех километрах от МКАД, с развитой торговой и развлекательной инфраструктурой и обилием новых домов с комплексной застройкой. В нулевых получил звание самого благоустроенного города России с населением до ста тысяч жителей. До сих пор здесь живут немногим больше 60 тысяч человек — этакая тихая гавань под боком столичного монстра. Здесь много рек, прудов и парков — Видновский, Радужный, Тимоховский, Жуковский, Ермолинский.
Среди достоинств Видного специалисты отмечают хорошую экологию, транспортную доступность и недорогое жилье, а также социальную инфраструктуру, предлагающую все важные объекты буквально в шаговой доступности, от школ и садиков до поликлиник и магазинов.
Для многих будет актуальна близость к столице: добраться до мегаполиса можно всего за пятнадцать-двадцать минут. В город ходят электрички от Павелецкого вокзала, автобусы и маршрутки от «Кантемировской» и «Домодедовской» станций метро. Есть удобные автомобильные развязки, не пересекающиеся с железнодорожными путями.
Развита собственная индустрия отдыха и досуга, неподалеку действует музей-заповедник «Горки Ленинские», куда нередко ездят культурные жители столицы. В целом Видное — это комфортный, компактный, удобный для жизни город.
6. Раменское
Город с цветными домами и отлично развитой инфраструктурой, эффектным готическим храмом и легендарной гжельской мануфактурой. Эксперты называют Раменское одним из лучших городов Московской области, здесь активно обновляется жилой фонд и высоко ценится недвижимость: если несколько лет назад это был типичный провинциальный городок, то сейчас здесь идет активная застройка, появилось несколько крупных торговых центров, множество фонтанов, парк с велодорожками. Кроме того, Раменское признали самым чистым в Подмосковье: здесь едва ли не раньше всех в регионе перешли на раздельный сбор мусора.
В Раменском есть целый микрорайон с цветными домами, на которых изображены городские пейзажи, окрестности и местные жители. Другая яркая особенность — памятники героям сказок и мультиков, разбросанные по городу. Гуляя, здесь можно встретиться с зайцем и волком из «Ну погоди!», Крокодилом Геной и Чебурашкой, Мухой-Цокотухой и героями «Простоквашино». А еще есть собственный ипподром со школой верховой езды.
Город расположен в 30 километрах к юго-востоку от столицы; путь на электричке до метро «Выхино» займет не больше сорока минут. С транспортом, по словам местных жителей, здесь вообще все хорошо: три железнодорожные и одна автобусная станция, а для максимальной быстроты курсирует скоростной поезд «Спутник» с кондиционером и вай-фаем.
7. Реутов
Город у метро «Новокосино», отделенный от столицы буквально несколькими сотнями метров. Здесь много комфортных новостроек, что делает его особенно привлекательным для москвичей, мечтающих о недорогом собственном жилье: эксперты по недвижимости называют его одним из самых желанных вариантов, а жители считают достойной альтернативой Москве.
Реутов буквально вылизан и регулярно попадает в рейтинги государственных инспекций, контролирующих благоустройство. Здесь отличная торговая инфраструктура на разный достаток и привычки, от недорогих сетевых магазинов до крупных супермаркетов, развитая спортивная и бьюти-индустрия. Есть бесплатные занятия в парках, воркауты и ледовый дворец, а также кинотеатры, боулинг и яблоневый сад для прогулок. Помимо обычных образовательных учреждений в Реутове действует детский технопарк «Кванториум», где ребята бесплатно занимаются айти и робототехникой. А еще у города есть собственное лицо — «Железная леди», семидесятипятилетняя Людмила Колобанова, победившая в десятках российских и международных марафонов.
8. Коломна
Древний город с мощным историческим бэкграундом, собственным кремлем и развитой туристической индустрией. Коломна — уже совершенно самостоятельный конгломерат, от Москвы ее отделяет более ста километров. Здесь действуют собственные производства и, по отзывам местных жителей, несложно найти работу.
В городе сохранилась историческая застройка, много зелени и благоустроенные жилые кварталы. Здесь протекают сразу три реки: Москва, Ока и Коломенка. Многие отмечают насыщенную культурную среду с собственными традициями, объединениями художников и музыкантов. Помимо многочисленных культурных и религиозных памятников, которых насчитывается более четырехсот, есть музей пастилы и огромное число баров, кафе, клубов и ресторанов.
В Коломне немаленькая спортивная инфраструктура: в одноименном конькобежном центре проходят соревнования мирового уровня, действует крупнейший в Европе парашютный клуб «Аэроград». Это живописный и уютный город, который непременно полюбят ценители истории и туризма.
9. Домодедово
Несмотря на крупный авиаузел под боком, Домодедово по праву считается одним из экологических оазисов Московского региона. Город со всех сторон окружает лесопарковая зона, а в нем самом действует несколько санаториев, домов отдыха и оздоровительных комплексов. Он привлекает оригинальными холмистыми ландшафтами и сосновым бором.
Главное преимущество Домодедово — комфортное расположение, развитая экономика и экология. Город активно застраивается и прирастает новыми микрорайонами. По сравнению со столичными ценами жилье здесь недорогое, есть качественная социальная инфраструктура.
До ближайшего метро — «Варшавской» или «Нагатинской» — от платформы «Домодедово» в центре города можно добраться на электричке за полчаса. Если ехать до Павелецкого вокзала, время в пути возрастет до пятидесяти минут. Станций в округе много, можно выбирать ближайшую к дому. Кроме того, по Каширскому шоссе до «Домодедовской», «Кантемировской» и «Красногвардейской» активно курсируют автобусы и маршрутки, дорога при свободных дорогах не превысит получаса. На авто к столице можно доехать по платной автодороге М-4 «Дон», Старокаширскому шоссе либо трассе А-105.
10. Сергиев Посад
Духовная столица Подмосковья и знаменитый город Золотого кольца, который невозможно обойти ни в одном обзоре. О его туристических и паломнических достоинствах можно написать несколько отдельных статей, но Сергиев Посад хорош не только для краткосрочных поездок и исторических экскурсов, но и для жизни. В 2014 году здесь с размахом отмечали 700-летие Сергия Радонежского, в связи с чем город активно обновляли и благоустраивали. В качестве неожиданного бонуса: местные жители отмечают приятный климат и мягкие зимы.
Новостроек здесь немного. Сергиев Посад находится далеко от столицы — в полусотне километрах от МКАД — и подойдет любителям маленьких игрушечных городков и живой истории. Здесь действует собственный театр, регулярно проводятся выставки и фестивали. Кроме того, это крупнейший центр богословского образования в Русской Православной Церкви.
Из Москвы доехать до города можно электричкой либо автобусом с Ярославского вокзала.
—Метки
—Рубрики
- http://www.alena-novak.ru/ (4)
- http://knitwork.ucoz.ru/ (1)
- http://elit-room.ru/ (1)
- http://www.zhukovka.ucoz.ru/ (0)
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Суббота, 22 Августа 2015 г. 03:00 + в цитатник
За 17 лет Москва разрастется больше чем вдвое
ИВАН СКРИПАЛЕВ
Москва и все ее нынешние пригороды к 2025 году станут единым мегаполисом. В нем появятся общие автотранспортные коридоры. Ездить в область и из области можно будет на метро. А новые жилые районы за МКАД станут не менее престижными, чем ныне — запад столицы.
Обо всем этом “МК” узнал не из фантастического рассказа и даже не из прогноза экспертов, а из официального документа — Генплана развития столицы России, который власти должны принять летом.
Фразочка “Курица — не птица, Люберцы — не Москва” скоро лишится смысла. Люберцы станут неотделимы от столичных районов Жулебино и Новокосино. А людской поток из тех, кто захочет жить в более просторных квартирах и дышать менее грязным воздухом, выплеснется за пределы МКАД по всему периметру.
Уже сейчас вокруг Москвы сжимается плотный пояс из новых районов массовой застройки и городов — от 10—15 тысяч жителей до 100 000 (Павшинская пойма, Химки). Причем, поскольку столица вытянута вертикально, районы к западу и востоку за МКАД удалены от центра не дальше Ясенева.
Разрастется Москва и за счет реконструкции шести десятков деревень и дачных поселков вокруг МКАД.
— Мы условно поделили все деревни на сносимые и сохраняемые, — рассказывает зам. гендиректора НИиПИ Генплана Москвы Олег Баевский. — Сносимых — ограниченное количество, на их месте можно возводить высотные дома. В сохраняемых же будет в основном малоэтажная застройка, в том числе коттеджная. Но это будут не дачи, а нормальные городские районы.
Да и в пределах МКАД предполагается совершенно сумасшедшее строительство. “Жилплощадь” города увеличится к 2025 году почти в полтора раза — намечено снести 18 млн. кв. м, реконструировать 8,6 млн. кв. м и построить 95 млн. кв. м новых домов. Активно будет застраиваться внутренняя сторона МКАД.
Насколько это повлияет на ценовую политику в разных районах Москвы? Будет ли выровнена стоимость квадратного метра жилья в ЗАО, ЮАО и т.д.? Тут специалисты единодушны.
— Почему какие-то районы Москвы считаются престижными? По старой советской привычке, — объясняет доктор социологических наук профессор Наталья Тихонова. — Как раньше давали жилье? Партноменклатура селилась в Новых Черемушках и Кунцеве. Научные работники — на проспекте Вернадского, Профсоюзной.
Если в европейских странах цена квартиры сейчас уже в значительной степени зависит от экологии, то в Москве престиж пока отношения к здоровью не имеет. Экологическим фактором при покупке жилья мы станем массово руководствоваться лет через 15. Тогда же поменяется и риэлторская оценка.
— Мероприятия, запланированные Генпланом, качественно подтягивают все районы. И если говорить о цене как о мериле качества, то она должна в значительной степени выровняться, — отвечает г-н Баевский.
Архитекторы выявили интересные тенденции: чем больше строится новых домов, тем быстрее морально стареет существующий жилфонд. Это понятно — жить в двухъярусной квартире приятнее, чем в стандартной “двушке”. Но это полбеды. Куда хуже, что даже интенсивная застройка не сможет компенсировать ветшание.
Поэтому нужно вести опережающую замену жилищного фонда. Самыми большими темпами реконструкция будет идти в ЦАО, ЮЗАО, ЗАО и ВАО. Причем чиновники клянутся, что жители пяти- и девятиэтажек сами определят, чего они хотят: сноса домов или реконструкции.
Что касается дорожного строительства, то Москва в свое время зарезервировала много территорий под развитие улично-дорожной сети, и сейчас для города это большое подспорье. Но очень многие дома находятся в пределах т.н. “красных линий” — то есть на месте будущих магистралей. Поэтому вопрос об их сносе рано или поздно встанет.
Явный пример — идея прокладки хордовых автомагистралей. В Генплане 1971 года их было четыре. Эти трассы позволили бы отсечь транспорт от московских колец, и тем самым центр освободился бы от транзитного потока. Тогда проект не реализовали. В нынешнем Генплане, рассчитанном до 2025 года, проектировщики возвращаются к этой идее. Но места для строительства всех четырех хорд уже нет — мешает более поздняя застройка. Спецы нашли места для двух трасс — северной и южной рокад. Наряду с четвертым кольцом они должны сыграть важную роль в транспортных связях Москвы и области. Они пересекут город с двух сторон, и каждая “подхватит” две федеральные трассы.
Южная рокада (она уже частично проложена) свяжет запад и юго-восток Москвы. Она начнется с Рублевского шоссе, пройдет по существующим дорогам до Балаклавского проспекта, затем тоннелем соединится с Кантемировской улицей и Борисовскими прудами, выйдет по новому мосту через Москву-реку в район Капотни и уйдет к Люберцам. Строительство должно завершиться в 2010 году.
Северная рокада (срок окончания строительства — 2012 год) соединит восток и север. Она начнется в районе Косино-Ухтомский, пройдет через Вешняки, вдоль Рязанского направления железной дороги, под проспектом Буденного, Преображенкой, выскочит к улице Академика Королева, откуда можно будет выехать на платную трассу Москва—Санкт-Петербург. С восточной стороны продолжением рокады станет платная дорога Москва—Ногинск (ее прокладку закончат к 2020-му).
Но главная новость — появление федеральной программы, согласно которой к 2015 году все магистрали на выезде из Москвы будут расширены и отремонтированы, на них построят десятки развязок. Поэтому бутылочные горлышки должны исчезнуть.
Правда, транспортная программа никакого отношения к Генплану не имеет — она находится в компетенции федерального правительства. Москва долго пыталась договориться с областью о подобной реконструкции, но, по словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, подмосковные чиновники отказывались содействовать столице. Да и сейчас не спешат сотрудничать при составлении генпланов.
Впрочем, их тоже понять можно: через 10—15 лет ближайшее Подмосковье станет ничуть не менее привлекательно для инвестиций, чем Москва.